Специалисты

Ксения Москвина: тернистый путь молодого дизайнера в профессии

Ксения Москвина: тернистый путь молодого дизайнера в профессии

Дизайнер интерьеров и куратор студии "Эпатаж"

Сегодня мы поговорим с молодым специалистом Ксенией Москвиной, которая совсем недавно закончила Балтийский университет экологии политики и права (БИЭПП) и стала дипломированным дизайнером. Сегодня Ксения является официальном представителем дизайн-студии «Эпатаж» в Санкт-Петербурге и занимается личными интерьерными проектами. Тема, которую мы затронули в нашей беседе с начинающим дизайнером, родилась сама собой: какой сферу дизайна в России видит молодой специалист и с какими трудностями приходится столкнуться в самом начале пути творческому человеку?..

- Ксения, лишь год назад Вы с отличием закончили бакалавриат «БИЭПП» и стали гордо именоваться профессиональным дизайнером. Расскажите, каким для Вас стало начало карьерного пути: ожидания, трудности, реальность?

cpalna.jpg - Я стала сотрудничать с рязанской дизайн-студией «Эпатаж», когда команда решила выходить на петербургский рынок, помимо московского. Предложение от Натальи Светочковой, владелицы студии, возникло именно в тот момент, когда у меня стали появляться мысли о полярной смене профессии. Как и многие недавние выпускники около года я находилась в подвешенном состоянии, переходя из студии в студию. Как начинающий специалист, была немного расстроена тем, что происходит в нашей области. Могу проиллюстрировать случаем, который повторялся не в одном бюро и не единожды. Например, пришел заказчик с определенными требованиями, которому студия буквально за пару дней спроектировала порядка 10 вариаций «дома с нуля». Когда меня попросили посмотреть на эти проекты со стороны, я не смогла найти слов…В ответ хотелось просто положить на стол книги признанных архитекторов: того же Алвара Аалто или другого классика архитектуры. Я осознаю, что люди работают не первый год и безусловно профессионалы своего дела, но в штате были и молодые специалисты со свежим взглядом. Искренне не понимаю, почему нельзя посмотреть на задачу по решению интерьера с другой стороны. Во время обучения думала, что задача архитектора предложить что-то оригинальное, гармоничное характеру заказчика, его пространству, постараться найти уникальные решения, выпестовать проект, но уж никак не повторять одну и ту же вариацию из года в год из помещения в помещение.

Чем Ваши проекты отличались от тех, что предлагали ваши опытные коллеги?

Обычно звучали фразы подобные этой: «Все замечательно с точки зрения дизайна, но давай попробуем сделать что-нибудь попроще». В итоге мы доходили до абсолютно стандартного решения. На мои вопросы, что не подходит в изначальном проекте, я слышала указания на сложности воплощения. Но я абсолютно уверенна, что если уж мы летаем в космос, то почему нельзя сделать стену из акрила? Такое заскорузлое мнение разочаровывает. В институте мы учились на работах Ле Корбюзье, Фрэнка Ллойда Райта, и выходили за его стены с острым желанием творить и перестраивать окружающее пространство. Но осмотревшись, поняла, что далеко не всем людям нужны наши идеи. Мы - мечтатели. Явно существуют заказчики, которые готовы к экспериментам, но им, зачастую, не показывают что-то иное, кроме типовых проектов.

Ксения, а как, вы считаете, поступить правильнее? Описываю ситуацию: молодой «заряженный» специалист выходит из стен альма-матер с хрустящим дипломом о профильном образовании и ворохом собственных смелых идей. Как ему поступить: настаивать на своих модернистских решениях или предлагать удобный для всех вариант?tJYuSq9Y6vo.jpg

- Если судить по себе, я не смогла. Не смогла молчать в той ситуации, когда стоило предложить традиционный вариант, основанный на системе, которая отрабатывалась много лет подряд. Я поняла, что не смогу так работать: будет жечь изнутри. Думаю, что человеку, который действительно чувствует себя в профессии и не ощущает вне ее, стоит пережить этот момент адаптации. Если знаешь, что твое, отстаивай и борись за идею. Вы говорили о периоде, когда хотели отказаться от своей специальности, что повлияло на решение остаться в профессии и продолжить поиски себя и своей аудитории? Да, такая мысль стала появляться в голове. Но появился занятость в дизайн-студии «Эпатаж», и я решила попробовать свои силы в этом бюро. Причем, как фаталист, считаю, что случайности не случайны. Буквально на следующий день после начала сотрудничества со студией, мне позвонил мой преподаватель, в разговоре с которой я услышала ободряющие слова «Ксюша, если вам что-то не нравится в окружающем, значит процесс пошел. Меняйте. Будьте смелой!». И я буду.

- С какими трудностями сталкивается молодая студия, только выходя на рынок, возьмем на примере курируемого Вами «Эпатажа»?

- Проблемы идентичны для любой новой студии: не очень честные заказчики, непонимание между дизайнерами и рабочими, которые отходят от плана по велению собственной души. Все начинает складываться, когда образовывается проверенная и слаженная команда. Мой личный совет, это воспользоваться на начальных этапах любыми связями. Например, когда я начала заниматься агентством, то рассказала о проекте всем: коллегам, преподавателям, однокашникам, просто друзьям и знакомым. 


Я знаю, что с популярным дизайнерским союзом братьев Жилиных Вы заканчивали один вуз. Как думаете, почему у таких же молодых специалистов, как и вы, получилось быстро и успешно заявить о себе и наработать обширное и выдающееся портфолио за столь короткий срок?

- Николай и Михаил, кстати, проводили мероприятие для нашего курса, на котором делились опытом, как зарекомендовать себя и, в принципе, начать карьеру дизайнера. Их пример успеха заразителен. Мне кажется, что такой результат дает несколько факторов: они вдвоем, а это уже легче, это во-первых. Оба творческие и, следовательно, работают над проектами в две головы. К тому же, братья выбрали правильную стратегию: они создавали собственные проекты, но не пренебрегали профессиональной консультацией по ним от своего опытного педагога Олега Юрьевича Привалова. Что в итоге давало свежее решение с минимальными рисками. А сейчас у них уже наработан хороший опыт реализации своих идей без чьей-либо помощи.
Задам общий, но важный вопрос: в Вашем понимании, хороший дизайнер каков? Дизайнер – это субъект сосредоточенного саморазвития. Если он не смотрит широко по сторонам, то не состоится как профессионал. Кто такой дизайнер, я окончательно поняла для себя не в университете, а на выставке Захи Хадид в Эрмитаже. Всегда обращала внимание только на ее архитектурные проекты, но на экспозиции передо мной стояла девушка, которая с безумным восхищением рассматривала авторскую обувь Хадид. Я смотрела на зрительницу и думала: «Обернись! Здесь же столько проектов». А потом поняла, что дело не в специфике: обувь это или дом, а в том, что дизайнеру удалось воплотить свои идеи и стремления в любом предмете, за который она бралась. На мой взгляд, дизайнер – это универсальный фантазер: он может продумать дизайн и ручки, и инженерной постройки. Размер проекта не важен, важно то, насколько он «работает». Что из него извлекают зрители.


- Ксения, с какими материалами вы предпочитаете работать в своих проектах? Например, в коллекцию нашего шоу-рума мы стараемся выбирать продукцию из натурального дерева и камня. Нам кажется, что натуральные материалы, долговечнее и эстетичнее априори. QQqULT4E9LA.jpg

- Соглашусь с Вами. Я также не приверженец искусственных материалов. Несмотря на то, что не экологичные варианты более экономичны, к ним у меня совершенно не лежит душа. Кстати, в моей практике есть курьезный случай: я посещала мастер-класс в одном из городских салонов, который демонстрировал новый материал, имитирующий натуральный оникс. Искусственные панно заливали какой-то декоративной смесью тут же при нас, зрителях. И именно в тот момент, когда декоратор стал описывать экологичность «псевдооникса» материал задымился и стал источать удушливые ароматы. Причем, этот материал по стоимости превосходит натуральный камень! Я все же голосую за натуральные и экологически чистые материалы.

Мы определились с любимыми материалами, а какое направление в интерьере предпочитаете?

- Я выделяю минимализм и урбан. В комфортном для меня пространстве обязательно должны быть высотное расположение, панорамные окна и минимум строго функциональной мебели. Даже собственную квартиру я оформила в минималистском стиле: первым делом избавившись от типовой отделки и обнажив естественные фактуры.

Как бороться с тем, что твой авторский стиль не понимают и не принимают, а работы непонятны для зрителя?

- Абсолютно нормальная ситуация: вопрос в точке зрения. Нужно искать своего зрителя. Например, есть дизайнер Карим Рашид, мне не близки его работы, но они запоминаются. И у него есть свои клиенты. Хотя это очень эпатажный автор.

- А Вы можете назвать подобные примеры из российских дизайнеров?


vanna.jpg- Нет, совсем недавно это обсуждала с коллегами, и мы не смогли назвать ни одного имени.

- Вам не обидно за такую ситуацию?

- Обидно! В России направление дизайна очень молодое. Замечу, что когда в Америке в 1900-е годах Раймонд Лоуи сказал, что дизайн – это то, что заставляет звенеть кассу. В России на тех времен прошло лишь 50 лет с момента отмены крепостного права. Опираясь на нашу историю (революции, войны, свержения царской династии), понимаешь, что России было некогда заниматься дизайном. Сегодня мы учимся на примерах заграничного дизайна, у нас нет собственной основы. Но у меня складывается ощущение, что положение российского дизайнера граничит с позицией менеджера. Когда я начала практиковать, то столкнулась с ключевым словом в реализации проекта - «откат». То есть чем дороже и известнее бренд мебели, которую ты интегрируешь в интерьер, тем больший процент тебе предлагают. И меня искренне удивляет эта ситуация. То есть я должна зарабатывать не на своей голове, а на процентах, по сути, обманывая клиента и искусственно раздувая бюджет его проекта. В России тяжело заработать деньги за идею. Это тоже разочаровывает.

Другие специалисты: Уральские корни промышленного дизайна России

Возврат к списку

Bunto

Шоу-рум яв­ля­ет­ся про­стран­ством, идей­но вы­стро­ен­ным на рав­но­ве­сии. Ди­зай­не­ры и ар­хи­тек­то­ры — твор­че­ское на­ча­ло. Мы, как по­став­щи­ки и тор­го­вые аген­ты — ком­мер­че­ское. Это вза­и­мо­вы­год­ный со­юз для со­зда­ния ин­те­рес­ных экс­клю­зив­ных про­ек­тов с лю­бым бюд­же­том. Bunto — это по­сто­ян­ный диа­лог и об­мен тен­ден­ци­я­ми.